СанПиН 2.1.3.2630-10, до недавнего времени был основным документом, в соответствии с которым работали сестринские службы в стране. В 2021 году ему на смену пришли новые Санитарные Правила 2.1.3678-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
Новые Санитарные Правила содержат ещё не весь перечень требований, касательно медучреждений в них говорится только об общих требованиях по коммунальной и больничной гигиене. Поэтому постановлением от 31.12.2020 №2467 старые СанПиН 2.1.3.2630-10 продлены до 1.03.2021 г.
В марте 2020 года Роспотребнадзор подготовил проект «Санитарные правила по профилактике и управлению рисками инфекционных и паразитарных болезней», но документ ещё не вступил в силу. О правилах организации питания пациентов говорится в СанПиН 2.3/2.4.3590–20.
Кабинет старшей медсестры теперь не обязателен. Берите на вооружение если нужно экономить площади.
Складские, хозяйственные, подсобные и административно-бытовые помещения больше не могут быть проходными.
Если за одну смену медорганизацию посещает более 20 человек обязательно нужно предусмотреть гардероб для пациентов.
Новые СП предусматривают уменьшение минимальной площади помещений. Палаты нейрохирургических, ортопедотравматологических, радиологических и ожоговых отделений теперь должны быть 8 м2 вместо 10 м2. Площади остальных помещений можно уменьшить на 15 процентов.
В соответствии с новыми СП обязанность иметь приемно-смотровые боксы, боксы или боксированные палаты лежит на стационарах всех профилей, а не только на инфекционных больницах. Эти боксы и палаты нужны для приема, лечения и временной изоляции инфекционных пациентов и лиц с подозрением на инфекцию.
Запрет на установку нагревательных приборов у внутренних стен палат отменили. Теперь это стало возможным.
Раздельные санузлы теперь нужны абсолютно во всех инфекционных отделениях, даже в небольших.
Отдельными санузлами для пациентов и медперсонала должны быть оборудованы все инфекционные медорганизации, в том числе амбулаторно-поликлинические учреждения для больных туберкулезом.
Новые Санитарные Правила обязывают снабжать туалеты не только бумагой и средством для мытья рук, но и средствами для сушки рук: электрической сушилкой или одноразовые полотенца. К слову, многоразовые полотенца запрещены.
Новые Санитарные Правила разрешают потолкам оставаться и подвесными, и натяжными, и подшивными, но при одном условии — элементы должны быть надежно зафиксированы, сдвигать их во время уборок нельзя.
Закругленные сечения между полом и стеной теперь не обязательны.
В операционных, наркозных, родовых и других схожих по назначению помещениях стало возможным использование напольных покрытий без антистатических свойств.
Новые СП обязывают отделывать потолки и стены материалами, которые можно мыть и дезинфицировать. Раньше эти требования относились только к помещениям классов чистоты, А и Б, теперь — ко всем.
В кабинетах УЗИ больше нельзя облицовывать стены керамической плиткой.
Работу с документами уменьшили за счёт отказа от паспортизации механической приточно-вытяжной вентсистемы. Но ежегодные проверки эффективности и обслуживание вентиляции остаются в силе.
Старый СанПиН требовал 24-часового воздухообмена в помещениях класса чистоты А — вентиляционная система должна работать круглые сутки. Новые СП разрешают в нерабочее время уменьшить воздухообмен на 50 процентов. Приводить систему в рабочий режим нужно минимум за час до начала работы медорганизации.
Во время проведения техобслуживания, очистки или дезинфекции вентиляционной системы она отключается и на это время помещения класса чистоты А, обслуживаемые этой системой, не функционируют.
По новым Правилам обязательно организовать естественное проветривание во всех лечебно-диагностических кабинетах, кроме помещений класса чистоты А.
Вдвое увеличилась частота замены фильтров высокой эффективности в помещениях класса чистоты А и Б. Замена фильтра теперь раз в полгода.
Изменился перечень помещений, которые могут не иметь естественного освещения:
Помещения в составе лабораторий площадью до 100 м2;
Кабинеты консультативного приема врачей, при условии наличия ординаторской с естественным освещением;
Кабинеты гирудотерапии;
Помещения отделений физиотерапии — комнаты подготовки парафина, озокерита, обработки прокладок, фотарии, кабинеты лечения сном, кабинеты электросветолечения, бальнеологических процедур, регенерации грязи, сауны;
Процедурные лучевой терапии, лучевой, радионуклидной и магнитно-резонансной диагностики, комнаты управления и другие функциональные помещения при них;
Помещения зуботехнических лабораторий;
Кабинеты медицинской оптики;
Помещения клиник площадью до 100 м2, которые расположены в торгово-развлекательных комплексах.
Можно размещать рекреации и кабинеты в цокольных и подвальных этажах.
Палаты можно больше не снабжать системами дежурного освещения и настенными лампами.
Расстояние между койками и стенами, а также между самими койками, теперь может быть любым. Норматив, регулирующий это, убрали.
Количество тумбочек, стульев и шкафов для хранения личных вещей теперь может не совпадать с количеством пациентов.
Мебель, которая находится в вспомогательных и диагностических помещениях всё также должна выдерживать влажную уборку и дезинфекцию. Из административных кабинетов это правило ушло.
Больше не обязательно собирать грязное бельё в закрытую тару, такую как клеёнчатые или полиэтиленовые мешки.
Теперь грязное бельё можно хранить дольше 12 часов.
Приёмные отделения. При подозрении на инфекцию пациента теперь нужно сразу изолировать боксе или боксированной палате.
Новые Санитарные Правила не предусматривают жёстких требований к количеству приёмно-смотровых боксов и изоляционно-диагностических палат в инфекционных и детских стационарах.
Палатные отделения. Роспотребнадзор внёс в проект СП по управлению рисками инфекционных заболеваний норму размещения иммунокомпрометированных и ВИЧ-инфицированных пациентов: размещение в двухместных и трёхместных палатах, соответственно. Но в силу этот норматив ещё не вступил, а в уже действующих СП 2.1.3678-20 об этом не сказано.
Ванные комнаты в отделениях для тяжелобольных обязаны быть оснащены подъёмниками и оборудованием для гигиенической обработки пациентов.
Требования выделить минимум два процедурных кабинета в отделениях с двумя палатными секциями, в новых СП нет, но оно сохранилось в проекте Санитарных Правил по управлению рисками инфекционных заболеваний. Норма осталась такой же как и была.
Хирургические и реанимационные отделения. Теперь для пациентов с гнойно-септическими заболеваниями с инфекциями, вызванными метициллинрезистентным золотистым стафилококком, ванкомицинрезистентным энтерококком и другими антибиотикорезистентными микроорганизмами, в отделении должен быть предусмотрен бокс или боксированная палата. Изолировать в простой палате больше нельзя.
Оперблоки. На каждые две операционные должен быть один санпропускник.
Нумерация и автоматические двери в операционной не обязательны. Но это требование внесено в проект СП по управлению рисками инфекционных заболеваний.
Больше нет требований к площадям и оснащению барозалов.
Нужны две разные процедурные для эндоскопического вмешательства на нижних и верхних отделах пищеварительного тракта. Для проведения совместного исследования должна использоваться процедурная для эндоскопии нижних отделов ЖКТ. Для эндоскопического обследования под анестезией, для отдыха и наблюдения используется отдельное помещение.
Акушерские отделения. Число коек в послеродовых палатах и палатах для новорожденных не регламентировано.
Отдельный родблок организуется минимум из трёх коек для рожениц.
Новые и реконструируемые родблоки должны быть оснащены мужским и женским санпропускниками для медперсонала. Одного санпропуска достаточно для минимум трёх родовых палат.
Дозаторы с антисептиками должны быть перед родзалами и в шлюзах индивидуальных родильных палат.
Отделения МРТ. Нужно разместить предупреждающие и запрещающие знаки у входа в отделение МРТ.
Пультовая должна быть расположена за пределами зоны магнитной индукции (от 0,5 мТл). Если зона магнитной индукции выйдет за границы отделения нужно обозначить помещения предупреждающим знаком: «Людям со стимуляторами сердечной деятельности вход запрещен».
Обязательно маркировать зоны с постоянным магнитным полем, которое превышает предельно допустимый уровень.
В бумажном или электронном виде обязательна регистрация данных о диагностических процедурах. Нужно указать сколько раз происходила замена катушек в смену, на одного сотрудника. Также указывается время на замену катушки и укладывание пациента в условиях повышенного уровня ПМП (постоянное магнитное поле).
При открытии новых подразделений или реконструкции старых потребуется учесть ещё некоторые нововведения, ознакомиться с ними можно в приложенном документе.