Во время большой пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста из Челябинска, рассказал, что сегодня образуется 70 миллионов тонн мусора ежегодно и девать его некуда. А с развитием промышленности количество отходов только увеличивается. Одной из первоочередных задач президент назвал ликвидацию незаконных свалок и создание индустрии переработки.
В Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации сформирован департамент государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Федеральным оператором по обращению с опасными отходами выступит «Росатом», накопивший большой опыт утилизации отходов 1-2-го классов опасности.
Основным законом в системе управления отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, с последней редакцией от 07.04.2020. 01.07.2009 был принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым обращение с медицинскими отходами было выведено из правового поля Закона № 89-ФЗ.
На данный момент обращение с медицинскими отходами регулируется Федеральным законом РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) и СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», зарегистрированными 17 февраля 2011 г. Документ устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (сбор, хранение, обеззараживание, обезвреживание и транспортировка) и размещению оборудованию и эксплуатации участка по обращению с отходами.
Существует регламент по обращению с медотходами на территории ЛПУ и за его соблюдением следит Роспотребнадзор.
В первую очередь учреждение группирует отходы «по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с Критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы» (из Федерального закона № 323-ФЗ):
Ответственность за обращение с медотходами, пока они не покинули территорию, лежит на ЛПУ. Список обязательных мероприятий довольно внушительный и это только его часть:
Существенную долю в структуре медицинских отходов каждой медицинской организации занимают отходы класса А - эпидемиологически безопасные и по своему составу приближенные к ТКО — твёрдым коммунальным отходам. Логично предположить, что и обращение с ними должно быть в порядке, аналогичном ТКО (т.е. по Закону №89-ФЗ). Однако на законодательном уровне этот факт не установлен.
Такая же ситуация возникла и с медицинскими отходами классов Б и В после аппаратных методов обеззараживания, которые могут обращаться совместно с отходами класса А. Однако на законодательном уровне они всё еще остаются в ведении Роспотребнадзора, а не Росприроднадзора и Закона №89-ФЗ.
Этот пробел в законодательстве создавал и продолжает создавать непонятные ситуации и в медицинских учреждениях при вывозе отходов на полигоны и в контрольно-надзорных органах.
Так, например, можно увидеть, как в 2014-2015 годах Минприроды и Росприроднадзор в информационных письмах сообщал, что нормативные правовые акты Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяются на медицинские отходы, в том числе на отходы лечебно-профилактических учреждений. Но уже в 2017 году выходит письмо с противоположной точкой зрения: «Отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом № 89-ФЗ».
Однако информационные письма — это не закон, а на законодательном уровне логичная норма не закреплена, поэтому до сих пор в разных регионах РФ ситуация с медицинскими отходами складывается по-разному. СанПиН 2.1.7.2790-10 подробно описывает, как работать с медицинскими отходами внутри ЛПУ, но что с ними делать дальше четко в нашем законодательстве не прописано, поэтому в разных регионах порой поступают кардинально противоположным образом.
Кроме перечисленных проблем существует множество разночтений законодательства по обращению с медотходами и неразбериха в полномочиях между органами исполнительной власти по выполнению государственного контроля.
Также к этому можно добавить несостыковки в определении категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), установленные Законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».