0
  • О компании
  • Статьи
  • Контакты
  • en
  • ru
Megatechnica
Простой путь к чистоте
  • Оборудование для медотходов
  • Оборудование для дезинфекций поверхностей
  • Защитные многоразовые костюмы
  • Расходные материалы для медотходов

Проблемы в области обращения с медицинскими отходами в России

Государство и медицинские отходы

Во время большой пресс-конференции Владимир Путин, отвечая на вопрос журналиста из Челябинска, рассказал, что сегодня образуется 70 миллионов тонн мусора ежегодно и девать его некуда. А с развитием промышленности количество отходов только увеличивается. Одной из первоочередных задач президент назвал ликвидацию незаконных свалок и создание индустрии переработки.

В Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации сформирован департамент государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления. Федеральным оператором по обращению с опасными отходами выступит «Росатом», накопивший большой опыт утилизации отходов 1-2-го классов опасности.

Движения в законодательном поле

Основным законом в системе управления отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ, с последней редакцией от 07.04.2020. 01.07.2009 был принят Федеральный закон от 30.12.2008 № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым обращение с медицинскими отходами было выведено из правового поля Закона № 89-ФЗ.

На данный момент обращение с медицинскими отходами регулируется Федеральным законом РФ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020) и СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», зарегистрированными 17 февраля 2011 г. Документ устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (сбор, хранение, обеззараживание, обезвреживание и транспортировка) и размещению оборудованию и эксплуатации участка по обращению с отходами.

Ответственность за медицинские отходы

Существует регламент по обращению с медотходами на территории ЛПУ и за его соблюдением следит Роспотребнадзор.

В первую очередь учреждение группирует отходы «по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с Критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы» (из Федерального закона № 323-ФЗ):

  • А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  • Б — эпидемиологически опасные отходы;
  • В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  • Г — токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  • Д — радиоактивные отходы.

Ответственность за обращение с медотходами, пока они не покинули территорию, лежит на ЛПУ. Список обязательных мероприятий довольно внушительный и это только его часть:

  • ЛПУ должно обеспечить сбор и накопление отходов и безопасное обращение персонала с отходами в зависимости от класса отхода с соблюдением санитарно-эпидемиологических и иных требований;
  • ЛПУ должно заключить договоры на вывоз и размещение или обезвреживание отходов с организациями, имеющими лицензию (если это необходимо, например, для отходов I-IV классов опасности) и иметь закрывающие документы, о том, какой отход в каком количестве какой организации передан;
  • Сверять образующиеся отходы с существующим списком в ФККО (федеральный классификационный каталог отходов) и при необходимости направлять справки на включение;
  • Вести точный учёт отходов;
  • Соответствовать нормативам образования отходов и укладываться в лимиты их размещения. При превышении лимита, придётся платить;
  • Ещё один важный пункт — раз в год подавать технический отчет и платить налог за НВОС — негативное воздействие на окружающую среду.

Проблемы

Существенную долю в структуре медицинских отходов каждой медицинской организации занимают отходы класса А - эпидемиологически безопасные и по своему составу приближенные к ТКО — твёрдым коммунальным отходам. Логично предположить, что и обращение с ними должно быть в порядке, аналогичном ТКО (т.е. по Закону №89-ФЗ). Однако на законодательном уровне этот факт не установлен.

Такая же ситуация возникла и с медицинскими отходами классов Б и В после аппаратных методов обеззараживания, которые могут обращаться совместно с отходами класса А. Однако на законодательном уровне они всё еще остаются в ведении Роспотребнадзора, а не Росприроднадзора и Закона №89-ФЗ.

Этот пробел в законодательстве создавал и продолжает создавать непонятные ситуации и в медицинских учреждениях при вывозе отходов на полигоны и в контрольно-надзорных органах.

Так, например, можно увидеть, как в 2014-2015 годах Минприроды и Росприроднадзор в информационных письмах сообщал, что нормативные правовые акты Минприроды России в области обращения с отходами, не распространяются на медицинские отходы, в том числе на отходы лечебно-профилактических учреждений. Но уже в 2017 году выходит письмо с противоположной точкой зрения: «Отходы, образованные в производственном процессе по обеззараживанию медицинских отходов и изменению их товарного вида, являются отходами производства и их обращение регулируется Законом № 89-ФЗ».

Однако информационные письма — это не закон, а на законодательном уровне логичная норма не закреплена, поэтому до сих пор в разных регионах РФ ситуация с медицинскими отходами складывается по-разному. СанПиН 2.1.7.2790-10 подробно описывает, как работать с медицинскими отходами внутри ЛПУ, но что с ними делать дальше четко в нашем законодательстве не прописано, поэтому в разных регионах порой поступают кардинально противоположным образом.

Кроме перечисленных проблем существует множество разночтений законодательства по обращению с медотходами и неразбериха в полномочиях между органами исполнительной власти по выполнению государственного контроля.

Также к этому можно добавить несостыковки в определении категорий негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), установленные Законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Итог

  • Разрозненность и неполноценность экологических требований к ЛПУ в сфере обращения с медицинскими отходами;
  • Отсутствие единой системы в классификации отходов по экологическим и санитарно-эпидемиологическим критериям;
  • Ненормированное размещение медотходов, негативно влияющее на экологическую обстановку в регионах с рекреационной и санаторно-курортной специализацией;
  • Отсутствие лицензирования деятельности по обращению с медицинскими отходами и как следствие — их бесконтрольное движение;
  • Разрозненный, не систематизированный учёт объемов образования и направлений движения медотходов. Результат — невозможность полноценного развития сектора по обращению с отходами;
  • Государство не участвует в контроле учёта образования медотходов, но признаёт, что положение дел в области оборота медицинских отходов в стране значительно ухудшается и это не может не вселять надежду.
© 2020 Megatechnica

×
    Идет загрузка...